Российский и мировой рынок стали — итоги недели (20-27 мая 2018 г.)

Российский и мировой рынок стали — итоги недели (20-27 мая 2018 г.)
28.05.2018

Мир не просто меняется, он уже изменился. Может, пока не в лучшую для нас сторону, но, как говорится, времена не выбирают. Впрочем, как говорилось уже тысячи раз, любой кризис — это одновременно и появление новых возможностей. Причем, ими уже активно пользуются. Американская администрация Дональда Трампа сделала еще один широкий шаг по пути демонтажа, существовавшего до недавнего времени миропорядка. Министерство торговли США, оценив преимущества статьи 232 национального торгового законодательства в отношении стали и алюминия, начало аналогичное расследование по легковым и грузовым автомобилям, а также автокомпонентам. Агентство Bloomberg при этом уже сообщило, что конечным результатом должны стать пошлины в размере 25%. Или можно предположить, как вариант, квоты. Естественно, доказательствами о том, что импорт машин и запчастей является угрозой для национальной безопасности США, никто заморачиваться не будет. После «химической атаки» в Сирии, Скрипалей, а теперь еще сбитого в 2014 г. малазийского «Боинга» говорить о таких вещах просто смешно. Мир настойчиво возвращают в «светлый» VIII век нашей эры, время баронов-разбойников и ничем не прикрытого и не ограниченного права силы — по крайней мере, на тех территориях, которые сегодня называются странами Запада. Для мирового рынка стали очередная американская инициатива — увы, это еще один гвоздь в крышку гроба относительно свободной, ограничиваемой лишь антидемпингом международной торговли. Введение 25%-ных пошлин либо квот на продукцию автопрома в США может привести к глобальным потрясениям на мировом рынке стали, причем в его самом прибыльном сегменте. В последние годы, ведущие европейские и азиатские металлургические компании считали производство автолиста одним из приоритетных направлений своей деятельности, создавая новые производства по всему миру, а на европейском рынке сортового проката значительную долю занимает выпуск продукции для автомобилестроения. Сейчас для многих поставщиков этой продукции возникает реальная угроза потери части рынка. Или, что более вероятно, американские ограничения и их интерпретация вызовут хаос на мировом авторынке, как это сейчас происходит со стальной продукцией. Всего несколько дней осталось до 1 июня, когда истекает отсрочка, данная американцами европейским, канадским и мексиканским металлургам. Достаточно велика вероятность, что канадские и мексиканские компании так и останутся в подвешенном состоянии. Там идут переговоры о переформатировании всего блока НАФТА, в котором поставщики металла являются не более чем разменной монетой на фоне более важных вопросов — того же автопрома. Для Европы наиболее вероятным вариантом пока что представляется введение пошлин. Во всяком случае, весьма щедрое предложение о квотах в размере 90% от объема поставок в 2017 г. было признано европейцами неприемлемым. Однако и Евросоюзу сейчас предстоит решать более сложную и масштабную задачу, на фоне которой экспорт стали и алюминия представляется совсем незначительной мелочью. От того, как поведут себя европейцы, зависит многое в мировой политике и экономике. В то же время, на рынке стали все возможные ходы у них, что называется, записаны. Если в США будут введены те или иные ограничения на импорт европейской стальной продукции, ЕС с большой степенью вероятности установит собственные пошлины и/или квоты на максимально широкий сортамент. Это, безусловно, станет очень серьезной проблемой для российских экспортеров. И дело не только в том, что они потеряют часть европейского рынка. Над этим Брюссель уже плотно поработал, введя в 2016-2017 гг. пошлины на импорт горяче- и холоднокатаных рулонов. Поставки в Евросоюз будут вынуждены сократить такие страны как Турция и Индия, которым придется взамен расширять экспорт арматуры и листового проката на другие рынки, неизбежно конкурируя там с отечественными металлургами. Текущая конъюнктура для российских производителей и так в последнее время заметно ухудшилась. Наиболее проблемным местом стала Турция, где резко обострилась экономическая обстановка. Курс лиры упал более чем на 18% по отношению к доллару с начала текущего месяца. Центробанк был вынужден резко задрать вверх процентные ставки, что позволило несколько улучшить ситуацию. Однако лира, отскочив назад, опять стала слабеть. Обращает на себя внимание то, что кризис в Турции возник внезапно и без видимых причин. Еще в начале текущего года эта страна демонстрировала рекордные темпы роста. Связан ли обвал национальной валюты с назначенными на 24 июня внеочередными президентскими и парламентскими выборами?! Как говорится, угадайте до трех раз! Турецкие металлургические компании в текущем месяце пытались компенсировать падение, поднимая внутренние цены на стальную продукцию в лирах, но где им было угнаться за галопирующим курсом?! Так что теперь импорт стал для местных компаний очень дорогим, что привело к обрушению видимого спроса на листовой прокат и заготовку, в частности, российского производства. В секторе заготовки отечественным поставщикам в некоторой степени помогают шумиха вокруг Ирана, который в последний год стал одним из ведущих экспортеров полуфабрикатов в мире, а также стабильность на Дальнем Востоке, где пока держится на относительно высоком ценовом уровне Китай. А вот горячекатаные рулоны российского производства из-за потери крупнейшего рынка сбыта в Турции опустились до минимальных отметок с начала декабря прошлого года. И не исключено, что это снижение продолжится. Вообще, протекционизм, политические потрясения и вызванными ими экономические проблемы все больше дезорганизуют мировой рынок стали. Причем надежды на то, что неприятности удастся переждать, выглядят все более призрачными. Действия США становятся все более разрушительными, а их размах, скорее всего, будет только нарастать. Правда, США, без сомнения, еще долго будут отравлять мировую атмосферу. Можно не сомневаться, что нас ждут еще новые санкции, плохие и разные, новые испытания и новые залпы информационной войны. А нарастающие проблемы на внешних рынках в очередной раз повышают значение внутреннего. Некоторые российские металлургические компании все еще настроены на небольшое повышение заводских котировок на арматуру и листовой прокат в июне. Официально, чтобы компенсировать еще апрельское понижение курса рубля, которое в отличие от Турции оказалось фактически одномоментным, а не ползучим. Однако спад на мировом рынке при относительной стабильности отечественной валюты делает этот подъем все менее обоснованным. Ряд предприятий, впрочем, уже заявили о пролонгации цен, а в перспективе, может быть, возникнут условия и для понижательной коррекции. В то же время, на споте стальная продукция, наоборот, дорожает. Дистрибьюторские компании несколько месяцев продавали прокат и трубы дешевле заводских цен, пользуясь наличием на складах приобретенной ранее менее дорогостоящей продукции. Но сейчас возможности для продолжения подобной политики исчерпываются. Видимый спрос таки прибавил, запасы потихоньку распродаются, значит, надо выставлять на продажу продукцию, которая зашла в апреле-мае по более высоким ценам, и готовиться к июньским поступлениям. Между тем, конечное потребление по-прежнему оставляет желать лучшего. Покупателей на рынке меньше обычного, и вызвано это, пожалуй, объективными причинами. Годы спада заставили всех научиться считать деньги и не приобретать ничего лишнего. Спрос упал не только на недвижимость, но и на ювелирные изделия, дорогостоящую бытовую технику и другие товары не первой необходимости. Со своей стороны, предприниматели воздерживаются от новых инвестиций. Какой в них сейчас смысл, если недозагружены уже имеющиеся мощности?! Конечно, реализуются проекты, получающую в той или иной форме государственную поддержку, но сколько их в огромной России?!... Основным источником экономического роста в нынешних условиях может стать только государство. Оно, кстати, и станет. И перед Петербургским международным экономическим форумом (ПМЭФ), и во время него было озвучено сразу несколько важнейших инициатив. Для российского рынка стали первоочередное значение, безусловно, имеют те несколько триллионов рублей, которые правительство планирует вложить в инфраструктурные проекты. Решается и вопрос с их финансированием, причем предложенные способы — повышение «планки отсечения» цен на нефть, внешние и внутренние заимствования, пенсионная реформа и их комбинация — абсолютно реальны и выполнимы. Предлагается также реструктуризировать бюджетные расходы и налоговую систему, чтобы они помогали экономическому росту. Понятно, что здесь надо сделать еще очень много тяжелой работы. Например, навести порядок в системе госзакупок и гособоронзаказа, обращать больше внимания не только на налоги, но и на различные неналоговые платежи, шире внедрять стратегическое планирование и государственно-частное партнерство. На многих направлениях только начата настоящая работа по импортозамещению, которую надо продолжать и расширять. Тем не менее, задача ускорения российского экономического роста вопреки всем внешним проблемам и трудностям явно выходит на первый план. Значит, ее будут решать. Не сразу, но уже в 2019 г., пожалуй, можно будет рассчитывать на что-то весомое.

Закрыть
Спасибо, ваше сообщение отправлено.